Транспортировка негабарита — вид перевозок, который смело можно относить к искусству или высшему пилотажу транспортной отрасли.
«Тяжеловесы», как называют крупногабаритные неделимые грузы профессионалы, перевозят чрезвычайно большие грузы не только по своему весу, но и по объему. Транспортная компания PRIMUM составила рейтинг самых интересных из них.
5 место. Жилой дом
В США перевозка дома – практически привычное дело, ведь люди часто хотят переехать из одного штата в другой, но с любимым домом расставаться, не готовы, а поскольку местные дома легковесные каркасники позволяют стянуть конструкцию с одного места и перевезти в другое. То есть нужно «срезать» дом с фундамента специнструментом, поставить под него гидравлические домкраты, приподнять, погрузить на трейлер и отправиться в путь.
По весу такие дома не слишком тяжёлые, поэтому с транспортировкой обычно проблем нет – достаточно мощности стандартных тягачей. Главное здесь, маневренность водителей, которым предстоит такая крупногабаритная перевозка. Помимо того, необходимо получить согласование перевозки с транспортной полицией и другие нюансы, которые могут возникнуть на дороге. Именно поэтому, переводка домов в США – отлаженный бизнес, которые все заботы берет на себя.
4 место. Оборудование для нефтегазодобычи
Комплект оборудования только для одной скважины стоит несколько миллионов долларов, а многие его составляющие части имеют совершенно нестандартную конфигурацию. Чаще всего их доставляют по частям, но бывают и исключения. Вот здесь необходима помощь перевозчиков негабарита.
Если нужно переместить относительно небольшие неразборные грузы, их могут просто поставить краном на платформу огромного технологического грузовика и перевезти «как обычно», только на огромной машине. Отправляют их либо по малонаселенной, либо по незаселенной местности.
Место 3. Сверхтяжелые грузы на многоопорных платформах
Совсем другое дело — тяжеловесное промоборудование для нефтеперерабатывающих и сталелитейных заводов. Вес здесь достигает порой сотен тонн, размеры и конфигурация совершенно нестандартные. Профессионалы используют многоопорные платформы — небольшие многоколесные модули на цельнолитых шинах. Состыковываясь друг с другом, эти элементы могут образовывать спецтрейлер любой ширины и длины.
Тягачи тоже особые: колесная формула 8×4 или 10×4 с коротким межосевым расстоянием, минимальный габаритный радиус поворота в 10 м, ширина дорожного габарита в 2,5 м, самые мощные двигатели, усиленные рамы, подвески и буксирно-сцепные устройства. Принципиальное отличие в конструкции от «дальнобоев» — наличие в трансмиссии гидротрансформатора с мощнейшей системой охлаждения. Она нужна для долгой езды на скоростях до 20 км/ч.
Место №2. Ядерная ракета в спецтрейлере
Для советской ядерной ракеты, которую в НАТО называли SS-24 Scalpel, сконструировали отдельный подвижной состав. Стартовый вес — 104 т, не так уж много, но какие условия безопасности нужно было соблюсти! Ракету «Скальпель» транспортировали и устанавливали в заправленном состоянии. Транспортировщик назвали нетривиально — «изделие 15Т284». Упакованная в «тубус» контейнера (25 т) ракета нуждалась в персональном микроклимате. Для этого создали изотермический кузов, а в нем — рельсовый путь и перегрузочные механизмы.
Поставленный на колеса «царь-кузов» образовывал гигантский полуприцеп. Для стыковки с МАЗ-537Е требовалась более чем внушительных размеров «подкатная тележка». Прицепной спецагрегат опирался на восемь модулей, каждый — из четырех колес. Считаем: всего 32 колеса от «лаптежника» КрАЗ-255. Чтобы сдвинуть такую махину с места, требовалось десять двигателей!
Место 1. Белорусская спецоперация
Первое место в нашем рейтинге занимает еще одна историческая перевозка. Дело было летом 1996 года в Беларуси. Коммерсанты купили 40-метровый прогулочный теплоход весом 88 т.
Но была проблема: он стоял на реке Березине, а доставить его нужно было на озеро Нарочь. Водного пути между водоемами нет. Помог Минский завод колесных тягачей. Тогда еще был на ходу транспортер-монстр МАЗ-7907, спроектированный для перспективной ядерной ракеты. Это было 12-осное супершасси с колесной формулой 24×24 и грузоподъемностью 150 т.
Инженеры решились водрузить на этот транспортер теплоход вместо ракеты. Габаритная высота превышала 8,5 м, поэтому караван должны были встречать электрики и связисты — разъединять или приподнимать линии, проходящие над дорогами.
Скорость транспортера составляла примерно 5—10 км/ч. Путь в 200 км преодолевали пять дней с перерывами на ночь. При разгрузке мегатранспортер заезжал прямо в воду.
Перевозка стала уникальной скорее от безысходности. Но и времена были поистине неповторимые, а техника использовалась такая, которой не было ни у кого в мире.