Содержание:
Транспортировка грузов на большие расстояния по суше осуществляется преимущественно железнодорожным транспортом. В частности, именно железные дороги становятся незаменимым вариантом, когда пункты отправки и назначения находятся слишком далеко от морских портов, а авто- и авиаперевозки оказываются неоправданно дорогими.
Благодаря хорошо развитой сети железных дорог в Европе и в ряде азиатских стран, доставка грузов железнодорожным транспортом возможна почти везде. Что особенно важно, этот способ позволяет доставить сразу большую партию груза, вплоть до целого состава, за один рейс.
Плюсы грузоперевозок железной дорогой
Использование железнодорожного транспорта для перевозки груза имеет ряд преимуществ. Вот основные из них:
- Универсальность. Товарным поездом можно перевозить практически все виды грузов – не только сыпучие, но и жидкие, в том числе взрывоопасные и огнеопасные, например, газовые баллоны.
- Высокая грузоподъемность. Железная дорога позволяет перевозить значительно больший вес и объем, чем самолет или автомобильный транспорт. В разобранном виде можно перевезти любые конструкции весом в десятки тонн.
- На ж/д транспорт не влияют климатические и погодные условия. Поезда исправно ходят в дождь и в мороз. Им не мешают обильные снегопады и жара. Единственное, что может стать временной преградой – обвал или оползень в горах.
- Перевозимые грузы хорошо защищены. Для разных типов грузов предназначены разные виды вагонов. При необходимости вагон можно утеплить или герметизировать.
- Железнодорожные составы ходят по четкому графику. Серьезные отклонения от расписания бывают редко. На движение поезда не влияют автомобильные пробки и погодные условия, поэтому непредвиденные задержки почти никогда не происходят.
- Грузы надежно охраняются, вероятность утери или кражи низкая. После загрузки вагон пломбируется. Во время пути поезда останавливаются на охраняемых станциях, а в процессе движения состава проникнуть в него невозможно.
- Железнодорожные грузоперевозки экономичны. Тарифы на перевозку ж/д составом ниже, чем на авиаперевозки или доставку автомобильным транспортом. Это особенно удобно для транспортировки крупных партий груза, когда весь объем можно перевезти поездом из пункта А в пункт Б за один раз.
- Таможенный осмотр занимает меньше времени. При перевозке грузов железнодорожным транспортом документы на таможне оформляются быстрее и проще.
Все перечисленные преимущества делают железнодорожные грузоперевозки одним из самых надежных и доступных способов сухопутной доставки грузов.
Минусы грузоперевозок железной дорогой
Несмотря на несомненные преимущества, перевозка грузов по железной дороге имеет определенные недостатки. Среди них:
- Перевозка железной дорогой не бывает быстрой. Хотя поезд движется точно по расписанию, он значительно уступает по скорости самолету, а в некоторых случаях и автомобилю. Для срочной доставки железная дорога не подходит.
- Маршрут железнодорожного состава невозможно изменить. Также поезд не может делать незапланированные остановки в пути. Поэтому логист должен четко спланировать как сроки доставки, так и маршрут заранее. Объем сопроводительной документации всегда большой, так как один состав обычно везет большое количество грузов и товаров разных видов, принадлежащих разным владельцам.
- Чем меньше партия, тем меньше выгоды. Железнодорожные перевозки в основном имеют смысл, если требуется транспортировка больших партий груза. Малые грузы выгоднее доставлять автотранспортом. Зато крупные предприятия могут значительно сэкономить на доставке, используя железнодорожное сообщение.
- Не всегда возможно доставить груз непосредственно до пункта назначения. Если автомобилем можно привезти товар буквально «до дверей», то разгрузка ж/д вагонов производится на станции. От станции до места назначения груз придется везти другим транспортом, а это значит, что потребуется дополнительная разгрузка/погрузка.
При всем этом в большинстве ситуаций преимущества железнодорожных грузоперевозок перевешивают недостатки. Не зря этот вид грузового транспорта используется наиболее часто в большинстве стран мира.
Ниже рассмотрим особенности данных способов перевозки грузов.
Виды железнодорожных перевозок
В зависимости от способа размещения груза железнодорожные перевозки можно разделить на два вида:
- перевозка на ж/д платформе или в вагоне;
- перевозка в контейнерах.
Рассмотрим подробнее особенности обоих видов, а также выделим преимущества и недостатки каждого из них.
Перевозка груза в вагонах
Так называемые повагонные перевозки подразумевают загрузку целого вагона одной партией товара. Разумеется, это актуально для больших партий, так как всего в один вагон помещается в среднем до 64 тонн груза. Зачастую арендовать целый вагон выгоднее, чем делить груз на несколько контейнеров.
При этом перевозка вагоном будет невыгодной для транспортировки относительно небольших партий грузов. Так, груз весом в несколько тонн и даже несколько десятков тонн выгоднее перевозить в контейнерах. Также необходимо учитывать, что повагонная перевозка означает обязательные разгрузочные работы по прибытии на конечную станцию. Это не только замедляет процесс доставки, но и может привести к случайной порче груза.
Перевозка грузов в контейнерах
Контейнерные перевозки позволяют транспортировать меньшие по объему и весу партии груза без необходимости арендовать целый вагон. Грузоперевозки в контейнерах обеспечивают большую маневренность и гибкость. Стандартный ж/д контейнер можно с легкостью погрузить не только в вагон или на платформу, но и на морское судно или в грузовой автотранспорт. При этом отпадает необходимость в дополнительных погрузочно-разгрузочных работах, т.к. контейнер транспортируется целиком, а сам груз все это время остается внутри него. Контейнер, в отличие от ж/д вагона, можно доставить в нетронутом виде непосредственно «до дверей».
Пожалуй, единственная сложность, которая может возникнуть при контейнерных перевозках, связана с транспортировкой нескольких контейнеров за раз. Поиск всех контейнеров, входящих в одну партию, занимает много времени при погрузке/выгрузке.
Что требуется для перевозки груза железной дорогой
По сути, для того чтобы доставить груз железной дорогой, требуется не так много: сам подвижной состав, а также вагон, в котором будет перевозиться груз. Если выбран контейнерный тип транспортировки, дополнительно потребуется контейнер (или несколько контейнеров). Разберемся, где все это взять и куда девать после того, как перевозка будет завершена.
Важно учитывать, что все перемещения вагонов, платформ и контейнеров, должны оплачиваться – бесплатно их перемещать никто не будет. Если, например, в пункте отправки отсутствуют подходящие контейнеры, их доставку придется оплатить дополнительно.
Кто такие подрядчики
Несмотря на то, что железная дорога обычно является собственностью государства, услуги грузоперевозок предоставляются компаниями-подрядчиками. Поэтому, если компания или частное лицо заказывает перевозку груза, это делается через так называемых уполномоченных экспедиторов. Уполномоченный экспедитор – это и есть подрядчик, то есть, компания, которая соответствует определенным требованиям и имеет право продавать услуги ж/д перевозок.
Также уполномоченные экспедиторы могут создаваться при ж/д монополиях. Это делается для получения дополнительного дохода государством. Зачастую такие экспедиторы предлагают низкие цены на услуги, но и качество услуг нередко оставляет желать лучшего.
Что входит в стоимость железнодорожных перевозок
Конечная стоимость перевозки груза железной дорогой рассчитывается на основе фиксированной ставки, которая, в свою очередь, складывается из нескольких компонентов.
- Базовый тариф за грузоперевозку по выбранному маршруту. Сюда входит компенсация за использование локомотивной тяги и ж/д инфраструктуры. Этот тариф устанавливает владелец железнодорожной сети. Зачастую им является государство.
- Стоимость аренды вагонов или ж/д платформ. Этот тариф устанавливается владельцем подвижного состава, оплата поступает в его пользу.
- Стоимость аренды контейнера (или контейнеров). Тариф, соответственно, устанавливается владельцем контейнерного парка.
Помимо этого, в общую стоимость могут быть включены дополнительные расходы. Сюда относится подача ж/д состава или контейнеров на указанную заказчиком станцию, а также станционные расходы. Последние включают обработку вагонов или контейнеров, вывоз груза с территории станции и раскредитование состава.
Какие документы понадобятся для перевозки грузов железной дорогой
При принятии партии груза к железнодорожной перевозке заказчик получает сопроводительный документ – ж/д накладную. В зависимости от страны официальное название документа может различаться. Сам процесс перевозки регулируется строгим набором международных соглашений и законодательных актов. В Евразии большая часть ж/д грузоперевозок попадает под действие двух соглашений.
- СМГС (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении). Действует на территории стран бывшего Варшавского блока, СНГ, Монголии, а также Вьетнама и Китая.
- Конвенция COTIF. Действует на территории Европы, Ближнего Востока и стран Магриба.
У каждой из этих конвенций предусмотрена своя форма накладной. В накладную вносятся сведения о маршруте следования и грузе. Также в накладной должны быть отметки о пересечении границы, которые проставляются таможенной службой. Наконец, здесь уточняются правила возврата контейнеров и состава. Кроме накладной, пакет документов обычно содержит инвойс и упаковочный лист.