Содержание:
Сегодня у перевозчиков России есть некоторые проблемы. Заказчики становятся банкротами из-за пандемии коронавируса, грузовиков не хватает, с тахографами творится какая-то неразбериха, и так далее. Что же беспокоит участников рынка грузоперевозок и почему цифровизация продолжает быть актуальной, несмотря на трудности?
Пандемия оказала свое влияние на перевозчиков. Отрасль изменилась, а традиции, которые появились раньше, усилились. Из-за пандемии все больше перевозчиков приходят к цифровизации. У электронных площадок хорошая динамика. Экспедиторы привлекают малый бизнес к работе в организованных системах.
Артём Скворцов, являющийся сооснователем проекта Benzuber, отметил, что по части цифровизации российские транспортники лидируют. Он выделил экспедиторов «Delko», «ЛидерТранс» и «Монополия». Они сильно вкладываются в развитие сервисов и меняют модели ведения бизнеса.
Однако последствия прошлогоднего карантина ощутимы по сей день. Грузооборот с начала года вырос только на 7% за счет увеличения дальности перевозок. А тоннаж по-прежнему сокращается. Кроме того, грузы продолжают переходить на железнодорожный транспорт из-за нехватки водителей и авто.
Мало грузовиков
Сегодня замечена нехватка грузовиков, так как из-за пандемии перевозчики перенесли обновление автопарков на неопределенное время. Сейчас участники рынка снова покупают грузовики, но нужными единицами техники компании пока не обеспечены. В следствие этого появились очереди на КАМАЗы. Их приходится ждать два, а то и четыре месяца. Производители из других стран уже принимают заказы на 2022 год.
Гендиректор ООО «Негабаритика» Вячеслав Бородин отметил, что в этом году из 200 авто, которые были запланированы на 2020 год, 60 не приезжает. Следовательно, дефицит очевиден. А до конца года поставок уже не ожидается.
Дебиторская задолженность также есть у многих компаний. «Негабаритка» сообщила о части организаций, которые не переживших пандемию, в следствие чего выросло число исковых заявлений.
Грузоперевозки должны предоставлять комплекс услуг
Отношение грузоотправителей к грузоперевозкам изменилось.
Дело в том, что клиенту важно видеть не только качество, но и сервис, то есть большой спектр услуг помимо перевозки. Нужно расширять список услуг, которые предоставляются каждому клиенту, обеспечивать индивидуальный подход к каждому, что будет включать в себя разработку полуприцепов под определенные грузы, инженерию и прочее. Заказчики хотят видеть весь спектр услуг от выбранных ими компаний. Нужны компании-исполнители, которые будут надежными партнерами в любых условиях и будут обладать всеми ресурсами и возможностями.
В нынешних реалиях работает именно такая стратегия подхода. Нужно создавать собственные программы привлечения партнеров, которые смогут работать по стандартам компании, предоставляя качественный сервис.
Дорогое топливо
Ставки растут. В начале 2021 года тарифы на доставку грузов с полной загрузкой транспортного средства стали выше на 10%. Об этом говорят некоторые перевозчики. Однако Росстат сообщат о том, что тарифы снизились, но очевидно, что где-то посередине. Ясно только то, что существенного роста тарифов из-за пандемии коронавируса не произошло.
Тарифы растут медленно не только в автоперевозках, но и у автосервисов, где стоимость неизменна уже около 10 лет. Стоимость услуг сложно поднимать из-за большого количества конкурентов, постоянного удорожания запасных частей, что сказывается и на итоговой стоимости ремонта.
Но работы у сервисов достаточно. Дело в том, что рост стоимости техники делает ее менее доступной, из-за чего перевозчики стараются использовать транспорт до полной его выработки.
Расход топлива является актуальной технической проблемой. Горючее является большей частью издержек всех транспортников. Из-за поломок растет расход дизеля, поэтому на них следует обращать внимание в первую очередь.
Нужно вовремя проводить техосмотр транспортных средств и заливать топливо хорошего качества.
Экономия
Экономить топливо возможно с помощью цифровизации. В 2021 году появились виртуальные рельсы – это система, которую разработала российская компания BaseTracK. Собираются данные, команда картографов сканирует рельеф федеральных трасс, затем искусственный интеллект рассчитывает оптимальную скорость движения, учитывая конфигурацию машины и вес груза. Система показывает, где стоит увеличить скорость, а где наоборот уменьшить. Водитель видит все рекомендации и телефоне и в итоге может сэкономить до 30% топлива.
Этой системой уже пользуются крупные российские перевозчики.
Прощаемся с топливными картами
Цифровизации препятствуют привычки. Люди, привыкшие к топливным картам, не хотят отказываться от них.
Помимо таких очевидных плюсов бесконтактной оплаты топлива, как экономия времени и интерактивное взаимодействие с сервисом (отсутствие физической топливной карты), создатели Benzuber выделяют мгновенный доступ к информации о машинах и АЗС. Это дает возможность использования данных Benzuber в ERP – систему управления предприятием. Таким образом, у перевозчики могут оперативно отслеживать остатки топлива.
Некоторые клиенты встраивают системы в ERP и уменьшают остатки топлива в баках транспортных средств.
Если десять тягачей полностью забиты топливом, то получается, что компания возит миллион литров топлива. При уменьшении остатка на 50%, кредитная загрузка становится меньше примерно на 25 миллионов рублей. Кроме того, не придется возить лишний груз. Клиентами Benzuber являются как крупные перевозчики, так и представители малого и среднего бизнеса.
— Топливные сервисы гонятся за крупными компаниями, а про малый бизнес забывают. Портрет нашего клиента: владелец 10 «Газелей», арендующий еще 30 машин. Он директор, а его жена главный бухгалтер. Индивидуальный предприниматель, занимающийся перевозкой заказов OZON, Wildberries или местной кондитерской. Однако среди клиентов есть и крупные компании, и промышленные предприятия. Для нас не имеет значения, где работать, сервис одинаковый для всех – за исключением определенных интеграций, создающихся под заказ, – объяснил представитель Benzuber Артём Скворцов.
Кроме экономии времени, компания Benzuber предоставляет клиентам и финансовую экономию, так как позволяет вернуть 20% затрат на топливо путем возмещения налога на добавленную стоимость. Кроме того, летом этого года ряд банков предоставит скидки на оплату топлива для клиентов, которые подключены к Benzuber.
И с Excel пора расстаться
Из-за пандемии многие предприятия, которые перешли на удаленку, стали автоматизировать бизнес и пользоваться CRM-системами.
Основатель CRM 4Logist Андрюс Ювко рассказал, что их компания за год стала больше в два раза. Многие компании все еще работают удаленно, следовательно, нужен хороший контроль сотрудников и их результативности. Требуются цифровые решения.
Больше всего современными CRM пользуются крупные транспортные компании. Малый и средний бизнес до сих пор «неоцифрованный».
Многие продолжают работать в Excel, Word и Access. В Литве, например, бизнес-процессы автоматизированы лишь у 10% транспортных компаний.
Нежелание переходить на цифровизацию предприниматели объясняют отсутствием знаний и страхами, которые связаны с внедрением систем. Многие организации и не знают, что решения, которые им необходимы, уже готовы и могут быть легко внедрены за считанные дни.
Цифровые экспедиторы становятся экосистемами
Пандемия сподвигла участников рынка к поиску высокотехнологичных решений. Теперь люди проще воспринимают «удаленку», делегирование задач и управление заказами. Стали привыкать к тому, что цифровизации разгружает и помогает упростить и ускорить выполнение задач.
Именно с этим связан рост популярности цифровых экспедиторов. Тенденция работы таких компаний - постепенная трансформация в экосистему.
Клиенты компаний заинтересованы в полной автоматизации таких рутинных задач как поиск транспорта и маршрутизация, что позволяют сделать современные технологии.
Проблемы контейнерного рынка
У компаний, работающих с контейнерами, определенные сложности. С ноября 2020 года стоимость транспортировки из Китая выросла. Причина тому – нехватка порожних контейнеров.
Здесь роль играют и коронавирус, и торговые и экономические отношения между странами. Кризис не решился по сей день. Многие импортеры не позволяют себе дорогие отправки, поэтому вынуждены выбирать альтернативные виды поставок или закрываться. Некоторые импортеры уменьшают объемы поставок.
В Росси же ситуация в целом спокойная. Ставки выросли только по направлениям из Москвы на Дальний Восток и в некоторые другие регионы. Однако стоит отметить, что такие изменения относятся к сезонным.
Контейнерные операторы также ждут внедрения электронного документооборота. Транспортники уверены, что цифровизация поможет сделать организацию перевозок проще и избавит логистов от порчи и утери документов.
Вопрос с тахографом все еще не решен
Не утихают споры о тахографах с блоками СКЗИ. Минтранс настаивает на том, что перевозчики обязаны оснащать грузовики именно такими устройствами. Сами перевозчики против. Они ссылаются на недавние изменения в законодательстве и выигрывают суды, доказывая, что российские законы несовершенны.
То ли еще будет!
Многие предприниматели ждут внедрения ЭДО. Эксперимент с использованием электронных накладных и путевых листов прошел успешно. В будущем «цифры» в автоперевозках станет еще больше.
Вероятно, цифровизация может привести к усилению контроля налоговой службы, чего опасаются компании. Власти настроены серьезно, поэтому остановить процесс постепенного ослабления отрасли не получится.
Тревожит и статистка заболеваемости коронавирусом. Во второй половине июня каждый день выявляли более 20 тысяч заболевших. Смертей все больше, возможны ужесточения ограничений. В Бурятии локдаун уже был, но атвоперевозки не вошли в компании, приостановившие свою деятельность. Но ясно, что если закроются магазины, работы станет меньше.