Ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок. Что сейчас тревожит участников?

Дата публикации: 21.07.2021
Ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок. Что сейчас тревожит участников?

Сегодня у перевозчиков России есть некоторые проблемы. Заказчики становятся банкротами из-за пандемии коронавируса, грузовиков не хватает, с тахографами творится какая-то неразбериха, и так далее. Что же беспокоит участников рынка грузоперевозок и почему цифровизация продолжает быть актуальной, несмотря на трудности?

Пандемия оказала свое влияние на перевозчиков. Отрасль изменилась, а традиции, которые появились раньше, усилились. Из-за пандемии все больше перевозчиков приходят к цифровизации. У электронных площадок хорошая динамика. Экспедиторы привлекают малый бизнес к работе в организованных системах.

Артём Скворцов, являющийся сооснователем проекта Benzuber, отметил, что по части цифровизации российские транспортники лидируют. Он выделил экспедиторов «Delko», «ЛидерТранс» и «Монополия». Они сильно вкладываются в развитие сервисов и меняют модели ведения бизнеса.

Однако последствия прошлогоднего карантина ощутимы по сей день. Грузооборот с начала года вырос только на 7% за счет увеличения дальности перевозок. А тоннаж по-прежнему сокращается. Кроме того, грузы продолжают переходить на железнодорожный транспорт из-за нехватки водителей и авто.

Мало грузовиков


Сегодня замечена нехватка грузовиков, так как из-за пандемии перевозчики перенесли обновление автопарков на неопределенное время. Сейчас участники рынка снова покупают грузовики, но нужными единицами техники компании пока не обеспечены. В следствие этого появились очереди на КАМАЗы. Их приходится ждать два, а то и четыре месяца. Производители из других стран уже принимают заказы на 2022 год.

Гендиректор ООО «Негабаритика» Вячеслав Бородин отметил, что в этом году из 200 авто, которые были запланированы на 2020 год, 60 не приезжает. Следовательно, дефицит очевиден. А до конца года поставок уже не ожидается.

Дебиторская задолженность также есть у многих компаний. «Негабаритка» сообщила о части организаций, которые не переживших пандемию, в следствие чего выросло число исковых заявлений.

Что должны предоставлять грузоперевозки

Грузоперевозки должны предоставлять комплекс услуг


Отношение грузоотправителей к грузоперевозкам изменилось.

Дело в том, что клиенту важно видеть не только качество, но и сервис, то есть большой спектр услуг помимо перевозки. Нужно расширять список услуг, которые предоставляются каждому клиенту, обеспечивать индивидуальный подход к каждому, что будет включать в себя разработку полуприцепов под определенные грузы, инженерию и прочее. Заказчики хотят видеть весь спектр услуг от выбранных ими компаний. Нужны компании-исполнители, которые будут надежными партнерами в любых условиях и будут обладать всеми ресурсами и возможностями.

В нынешних реалиях работает именно такая стратегия подхода. Нужно создавать собственные программы привлечения партнеров, которые смогут работать по стандартам компании, предоставляя качественный сервис.

Дорогое топливо


Ставки растут. В начале 2021 года тарифы на доставку грузов с полной загрузкой транспортного средства стали выше на 10%. Об этом говорят некоторые перевозчики. Однако Росстат сообщат о том, что тарифы снизились, но очевидно, что где-то посередине. Ясно только то, что существенного роста тарифов из-за пандемии коронавируса не произошло.

Тарифы растут медленно не только в автоперевозках, но и у автосервисов, где стоимость неизменна уже около 10 лет. Стоимость услуг сложно поднимать из-за большого количества конкурентов, постоянного удорожания запасных частей, что сказывается и на итоговой стоимости ремонта.

Но работы у сервисов достаточно. Дело в том, что рост стоимости техники делает ее менее доступной, из-за чего перевозчики стараются использовать транспорт до полной его выработки.

Расход топлива является актуальной технической проблемой. Горючее является большей частью издержек всех транспортников. Из-за поломок растет расход дизеля, поэтому на них следует обращать внимание в первую очередь.

Нужно вовремя проводить техосмотр транспортных средств и заливать топливо хорошего качества.

Экономия


Экономить топливо возможно с помощью цифровизации. В 2021 году появились виртуальные рельсы – это система, которую разработала российская компания BaseTracK. Собираются данные, команда картографов сканирует рельеф федеральных трасс, затем искусственный интеллект рассчитывает оптимальную скорость движения, учитывая конфигурацию машины и вес груза. Система показывает, где стоит увеличить скорость, а где наоборот уменьшить. Водитель видит все рекомендации и телефоне и в итоге может сэкономить до 30% топлива.

Этой системой уже пользуются крупные российские перевозчики.

Топливные карты

Прощаемся с топливными картами


Цифровизации препятствуют привычки. Люди, привыкшие к топливным картам, не хотят отказываться от них.

Помимо таких очевидных плюсов бесконтактной оплаты топлива, как экономия времени и интерактивное взаимодействие с сервисом (отсутствие физической топливной карты), создатели Benzuber выделяют мгновенный доступ к информации о машинах и АЗС. Это дает возможность использования данных Benzuber в ERP – систему управления предприятием. Таким образом, у перевозчики могут оперативно отслеживать остатки топлива.

Некоторые клиенты встраивают системы в ERP и уменьшают остатки топлива в баках транспортных средств.

Если десять тягачей полностью забиты топливом, то получается, что компания возит миллион литров топлива. При уменьшении остатка на 50%, кредитная загрузка становится меньше примерно на 25 миллионов рублей. Кроме того, не придется возить лишний груз. Клиентами Benzuber являются как крупные перевозчики, так и представители малого и среднего бизнеса.

— Топливные сервисы гонятся за крупными компаниями, а про малый бизнес забывают. Портрет нашего клиента: владелец 10 «Газелей», арендующий еще 30 машин. Он директор, а его жена главный бухгалтер. Индивидуальный предприниматель, занимающийся перевозкой заказов OZON, Wildberries или местной кондитерской. Однако среди клиентов есть и крупные компании, и промышленные предприятия. Для нас не имеет значения, где работать, сервис одинаковый для всех – за исключением определенных интеграций, создающихся под заказ, – объяснил представитель Benzuber Артём Скворцов.

Кроме экономии времени, компания Benzuber предоставляет клиентам и финансовую экономию, так как позволяет вернуть 20% затрат на топливо путем возмещения налога на добавленную стоимость. Кроме того, летом этого года ряд банков предоставит скидки на оплату топлива для клиентов, которые подключены к Benzuber.

И с Excel пора расстаться


Из-за пандемии многие предприятия, которые перешли на удаленку, стали автоматизировать бизнес и пользоваться CRM-системами.

Основатель CRM 4Logist Андрюс Ювко рассказал, что их компания за год стала больше в два раза. Многие компании все еще работают удаленно, следовательно, нужен хороший контроль сотрудников и их результативности. Требуются цифровые решения.

Больше всего современными CRM пользуются крупные транспортные компании. Малый и средний бизнес до сих пор «неоцифрованный».

Многие продолжают работать в Excel, Word и Access. В Литве, например, бизнес-процессы автоматизированы лишь у 10% транспортных компаний.

Нежелание переходить на цифровизацию предприниматели объясняют отсутствием знаний и страхами, которые связаны с внедрением систем. Многие организации и не знают, что решения, которые им необходимы, уже готовы и могут быть легко внедрены за считанные дни.

Экспедиторы грузоперевозок

Цифровые экспедиторы становятся экосистемами


Пандемия сподвигла участников рынка к поиску высокотехнологичных решений. Теперь люди проще воспринимают «удаленку», делегирование задач и управление заказами. Стали привыкать к тому, что цифровизации разгружает и помогает упростить и ускорить выполнение задач.

Именно с этим связан рост популярности цифровых экспедиторов. Тенденция работы таких компаний - постепенная трансформация в экосистему.

Клиенты компаний заинтересованы в полной автоматизации таких рутинных задач как поиск транспорта и маршрутизация, что позволяют сделать современные технологии.

Проблемы контейнерного рынка


У компаний, работающих с контейнерами, определенные сложности. С ноября 2020 года стоимость транспортировки из Китая выросла. Причина тому – нехватка порожних контейнеров.

Здесь роль играют и коронавирус, и торговые и экономические отношения между странами. Кризис не решился по сей день. Многие импортеры не позволяют себе дорогие отправки, поэтому вынуждены выбирать альтернативные виды поставок или закрываться. Некоторые импортеры уменьшают объемы поставок.

В Росси же ситуация в целом спокойная. Ставки выросли только по направлениям из Москвы на Дальний Восток и в некоторые другие регионы. Однако стоит отметить, что такие изменения относятся к сезонным.

Контейнерные операторы также ждут внедрения электронного документооборота. Транспортники уверены, что цифровизация поможет сделать организацию перевозок проще и избавит логистов от порчи и утери документов.

Вопрос с тахографом все еще не решен


Не утихают споры о тахографах с блоками СКЗИ. Минтранс настаивает на том, что перевозчики обязаны оснащать грузовики именно такими устройствами. Сами перевозчики против. Они ссылаются на недавние изменения в законодательстве и выигрывают суды, доказывая, что российские законы несовершенны.

То ли еще будет!


Многие предприниматели ждут внедрения ЭДО. Эксперимент с использованием электронных накладных и путевых листов прошел успешно. В будущем «цифры» в автоперевозках станет еще больше.

Вероятно, цифровизация может привести к усилению контроля налоговой службы, чего опасаются компании. Власти настроены серьезно, поэтому остановить процесс постепенного ослабления отрасли не получится.

Тревожит и статистка заболеваемости коронавирусом. Во второй половине июня каждый день выявляли более 20 тысяч заболевших. Смертей все больше, возможны ужесточения ограничений. В Бурятии локдаун уже был, но атвоперевозки не вошли в компании, приостановившие свою деятельность. Но ясно, что если закроются магазины, работы станет меньше.

Ольга Сыскова

Контакты

Задайте вопрос или кратко опишите ситуацию, укажите номер телефона и мы перезвоним в течение 15 минут.
Время работы:
Пн
07:30
20:00
Вт
07:30
20:00
Ср
07:30
20:00
Чт
07:30
20:00
Пт
07:30
20:00
Сб
09:00
16:00
Вс
09:00
16:00
Время московское
Реквизиты:
ООО «ЛогистБизнесИнтернешнл»
ИНН 7447279517, ОГРН 1177456101734
127474 г. Москва, ул. Дмитровское ш., 60
ООО «ЛогистБизнес»
ИНН 6670463848, ОГРН 1186658008569
620062 г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 76, оф. 136
Оставить заявку
пользовательского соглашения
Скидка 10%
Если оформить заявку через наш сайт