Содержание:
При организации перевозок важна не только скорость и безопасность, но и возможность сэкономить. Доставлять грузы быстро, аккуратно и относительно недорого позволяет наземный транспорт. В первую очередь речь идет об автомобилях. Именно с их помощью осуществляется более половины перевозок. Рассмотрим критерии, по которым грузовые автомобили делятся на разные виды. Также разберемся, как выбрать машину для быстрой, безопасной и экономически выгодной доставки.
Классификация грузовых автомобилей
ТС, или транспортные средства, которые используются для автоперевозок, делятся на разные группы по нескольким признакам. В их числе:
- тип кузова;
- состав ТС;
- количество осей;
- грузоподъемность;
- полная масса;
- тип двигателя.
Рассмотрим каждый из критериев более подробно.
Тип кузова
По этому признаку автомобили для грузоперевозок делятся на три группы:
- машины с открытым кузовом;
- автомобили с закрытым кузовом;
- транспортные средства со специальным кузовом.
Внутри каждой из групп также действует деление на категории.
Начнем с машин с открытым кузовом. К ним относятся:
- Автомобили с кузовом в виде платформы без бортов. На таких ТС можно перевозить негабаритные грузы.
- Машины с открытой бортовой платформой. При необходимости кузов с помощью тента можно превратить в закрытый. Такие автомобили предназначены для доставки грузов, сохранность которых не зависит от погоды.
- Низкорамные тралы. Это машины с усиленной заниженной платформой. Особенности конструкции таких ТС позволяют перевозить тяжелые и объемные грузы, например, спецтехнику.
Группа автомобилей с закрытым кузовом включает:
- Тентованные машины. Кузов ТС такого типа дополнен навесом, который защищает груз от неблагоприятных внешних воздействий.
- Автомобили с цельнометаллическим кузовом. Их конструкция обеспечивает максимально высокий уровень защиты груза.
- Изотермические фургоны. Конструктивно кузов «термоса» не отличается от цельнометаллического. Разница заключается в наличии теплоизоляционного слоя, который помогает сохранять внутри фургона определенную температуру.
- Грузовики-рефрижераторы. Многие путают их с «термосами», что неверно. Рефрижераторы не просто сохраняют внутри кузова нужную температуру, но и могут ее регулировать за счет дополнительного расхода топлива.
- Микроавтобусы. Это компактные маневренные машины для перевозки небольших грузов — бытовых предметов, продовольственных товаров и т. д. Микроавтобусы популярны из-за высокой скорости доставки при ее низкой себестоимости.
К машинам со специальным кузовом относятся:
- Автомобили-цистерны. Такие ТС используются в основном для перевозки жидкостей, реже — сыпучих грузов. Кузова в виде шарообразных, эллиптических или прямоугольных цистерн изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов, иногда из пластмассы.
- Автовозы. Это специализированные машины, которые предназначены для транспортировки автомобилей и другой колесной техники. Вместительность автовоза зависит от его длины.
- Зерновозы. Такие автомобили оснащаются кузовами в виде бункеров или цистерн. Некоторые из них дополняются системой автозагрузки через специальные люки. Назначение таких машин — транспортировка зерна, комбикормов и т. п.
- Самосвалы. Это автомобили с опрокидывающимся кузовом. Такие ТС используются для доставки сыпучих и навалочных грузов.
- Лесовозы. Машины этого типа оснащаются кузовами в виде платформ, у краев которых размещаются специальные стойки — коники. Они фиксируют груз и предотвращают его выпадение во время движения ТС. Лесовозы используются для транспортировки круглого леса, пиломатериалов, металлопроката.
Состав ТС
По этому критерию автомобили делятся на две группы:
- одиночные;
- сцепки.
Первая группа представлена машинами, у которых кабина и кузов установлены на одной раме.
К сцепкам (другое название — автопоезда) относятся комбинированные транспортные средства. Простой пример — фургон с прицепом или тягач с полуприцепом. Встречаются и более сложные сочетания. Например, седельный тягач с прицепом может дополнять полуприцеп. Максимальная разрешенная длина сцепки составляет 20 м.
Количество осей
Это один из наиболее важных критериев. Дело в том, что проезд по многим дорогам возможен только для машин с определенной предельной нагрузкой на ось.
Для удобства приведем таблицу.
Количество осей у грузового автомобиля | Разрешенная средняя нагрузка на ось |
---|---|
2 | До 6 т |
3 | 7,6 т |
4 | 5,75 т |
5 | 6–10 т |
Грузоподъемность
По этому признаку машины делятся на четыре класса:
- Автомобили малой грузоподъемности — 0,5–2 т. Эта группа представлена двуосными машинами, которые используются для внутригородских перевозок стройматериалов, бытовых и продовольственных товаров.
- ТС средней грузоподъемности — 2–5 т. Такие машины предназначены как для внутригородских, так и для междугородних перевозок.
- Автомобили большой грузоподъемности — 5–16 т. К этой группе относятся машины для дальних перевозок. Кабины автомобилей такого типа оснащаются спальными местами, чтобы водитель мог отдохнуть в пути.
- ТС особо большой грузоподъемности — свыше 16 т. Такие машины также используются для дальних перевозок и оснащаются спальниками.
Полная масса
При классификации автомобилей также учитывается их максимально допустимый вес. Под термином «полная масса» понимается совокупная масса ТС вместе с грузом, водителем и дополнительным оборудованием. Этот показатель рассчитывается с учетом нагрузки на отдельные оси автомобиля. По полной массе машины делятся на следующие категории:
- до 1,2 т;
- 1,2–2 т;
- 2–8 т;
- 8–14 т;
- 14–20 т;
- 20–40 т;
- свыше 40 т.
Тип двигателя
Силовые агрегаты, которыми оснащаются грузовые ТС, делятся на газовые, бензиновые и дизельные. У каждого типа моторов есть свои особенности.
Грузовые машины с газовыми двигателями являются наиболее экономичными. Однако на отечественных дорогах такие автомобили встречаются редко. Причина в том, что многие станции не заправляют газовые двигатели грузовиков.
Бензиновые силовые агрегаты легче запускаются и не нуждаются в длительном прогреве, что особенно важно в холодное время года. Недостаток машин с такими двигателями заключается в ограниченной функциональности. Бензиновыми ДВС чаще всего оснащаются автомобили малой и средней грузоподъемности.
Дизельные двигатели отличаются высокой производительностью и экономичностью. Как правило, такие моторы устанавливаются на автомобили с большой грузоподъемностью. В прошлом дизельные ДВС подвергались критике из-за шумной работы и обилия выхлопных газов, однако у современных двигателей нет таких недостатков.
Как выбрать автомобиль для грузоперевозок
Необходимо учитывать следующие факторы:
- Характеристики груза — вес, объем, физические свойства, класс опасности и т. д.
- Дальность перевозки.
- Предполагаемые погодные условия во время транспортировки.
- Качество дорог, по которым будет передвигаться автомобиль.
- Бюджет перевозки.
Выбирать ТС с завышенными характеристиками не стоит: это приведет к лишним затратам на топливо и обслуживание. Также рекомендуем обращать особое внимание на грузоподъемность. Автомобильный транспорт не должен работать на износ, иначе один или несколько узлов могут выйти из строя прямо во время пути.