Виды грузового автомобильного транспорта

Дата публикации: 22.03.2023
Виды грузового автомобильного транспорта

При организации перевозок важна не только скорость и безопасность, но и возможность сэкономить. Доставлять грузы быстро, аккуратно и относительно недорого позволяет наземный транспорт. В первую очередь речь идет об автомобилях. Именно с их помощью осуществляется более половины перевозок. Рассмотрим критерии, по которым грузовые автомобили делятся на разные виды. Также разберемся, как выбрать машину для быстрой, безопасной и экономически выгодной доставки.

Грузовые машины


Классификация грузовых автомобилей

ТС, или транспортные средства, которые используются для автоперевозок, делятся на разные группы по нескольким признакам. В их числе:

  • тип кузова;
  • состав ТС;
  • количество осей;
  • грузоподъемность;
  • полная масса;
  • тип двигателя.

Рассмотрим каждый из критериев более подробно.

Тип кузова

По этому признаку автомобили для грузоперевозок делятся на три группы:

  • машины с открытым кузовом;
  • автомобили с закрытым кузовом;
  • транспортные средства со специальным кузовом.

Внутри каждой из групп также действует деление на категории.

Начнем с машин с открытым кузовом. К ним относятся:

  1. Автомобили с кузовом в виде платформы без бортов. На таких ТС можно перевозить негабаритные грузы.
  2. Машины с открытой бортовой платформой. При необходимости кузов с помощью тента можно превратить в закрытый. Такие автомобили предназначены для доставки грузов, сохранность которых не зависит от погоды.
  3. Низкорамные тралы. Это машины с усиленной заниженной платформой. Особенности конструкции таких ТС позволяют перевозить тяжелые и объемные грузы, например, спецтехнику.

Группа автомобилей с закрытым кузовом включает:

  1. Тентованные машины. Кузов ТС такого типа дополнен навесом, который защищает груз от неблагоприятных внешних воздействий.
  2. Автомобили с цельнометаллическим кузовом. Их конструкция обеспечивает максимально высокий уровень защиты груза.
  3. Изотермические фургоны. Конструктивно кузов «термоса» не отличается от цельнометаллического. Разница заключается в наличии теплоизоляционного слоя, который помогает сохранять внутри фургона определенную температуру.
  4. Грузовики-рефрижераторы. Многие путают их с «термосами», что неверно. Рефрижераторы не просто сохраняют внутри кузова нужную температуру, но и могут ее регулировать за счет дополнительного расхода топлива.
  5. Микроавтобусы. Это компактные маневренные машины для перевозки небольших грузов — бытовых предметов, продовольственных товаров и т. д. Микроавтобусы популярны из-за высокой скорости доставки при ее низкой себестоимости.

Тентовый борт грузовика


К машинам со специальным кузовом относятся:

  1. Автомобили-цистерны. Такие ТС используются в основном для перевозки жидкостей, реже — сыпучих грузов. Кузова в виде шарообразных, эллиптических или прямоугольных цистерн изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов, иногда из пластмассы.
  2. Автовозы. Это специализированные машины, которые предназначены для транспортировки автомобилей и другой колесной техники. Вместительность автовоза зависит от его длины.
  3. Зерновозы. Такие автомобили оснащаются кузовами в виде бункеров или цистерн. Некоторые из них дополняются системой автозагрузки через специальные люки. Назначение таких машин — транспортировка зерна, комбикормов и т. п.
  4. Самосвалы. Это автомобили с опрокидывающимся кузовом. Такие ТС используются для доставки сыпучих и навалочных грузов.
  5. Лесовозы. Машины этого типа оснащаются кузовами в виде платформ, у краев которых размещаются специальные стойки — коники. Они фиксируют груз и предотвращают его выпадение во время движения ТС. Лесовозы используются для транспортировки круглого леса, пиломатериалов, металлопроката.

Состав ТС

По этому критерию автомобили делятся на две группы:

  • одиночные;
  • сцепки.

Первая группа представлена машинами, у которых кабина и кузов установлены на одной раме.

К сцепкам (другое название — автопоезда) относятся комбинированные транспортные средства. Простой пример — фургон с прицепом или тягач с полуприцепом. Встречаются и более сложные сочетания. Например, седельный тягач с прицепом может дополнять полуприцеп. Максимальная разрешенная длина сцепки составляет 20 м.

Количество осей

Это один из наиболее важных критериев. Дело в том, что проезд по многим дорогам возможен только для машин с определенной предельной нагрузкой на ось.

Для удобства приведем таблицу.

Количество осей у грузового автомобиля Разрешенная средняя нагрузка на ось
2 До 6 т
3 7,6 т
4 5,75 т
5 6–10 т

Количество осей у грузового автомобиля


Грузоподъемность

По этому признаку машины делятся на четыре класса:

  1. Автомобили малой грузоподъемности — 0,5–2 т. Эта группа представлена двуосными машинами, которые используются для внутригородских перевозок стройматериалов, бытовых и продовольственных товаров.
  2. ТС средней грузоподъемности — 2–5 т. Такие машины предназначены как для внутригородских, так и для междугородних перевозок.
  3. Автомобили большой грузоподъемности — 5–16 т. К этой группе относятся машины для дальних перевозок. Кабины автомобилей такого типа оснащаются спальными местами, чтобы водитель мог отдохнуть в пути.
  4. ТС особо большой грузоподъемности — свыше 16 т. Такие машины также используются для дальних перевозок и оснащаются спальниками.

Полная масса

При классификации автомобилей также учитывается их максимально допустимый вес. Под термином «полная масса» понимается совокупная масса ТС вместе с грузом, водителем и дополнительным оборудованием. Этот показатель рассчитывается с учетом нагрузки на отдельные оси автомобиля. По полной массе машины делятся на следующие категории:

  • до 1,2 т;
  • 1,2–2 т;
  • 2–8 т;
  • 8–14 т;
  • 14–20 т;
  • 20–40 т;
  • свыше 40 т.

Тип двигателя

Силовые агрегаты, которыми оснащаются грузовые ТС, делятся на газовые, бензиновые и дизельные. У каждого типа моторов есть свои особенности.

Грузовые машины с газовыми двигателями являются наиболее экономичными. Однако на отечественных дорогах такие автомобили встречаются редко. Причина в том, что многие станции не заправляют газовые двигатели грузовиков.

Бензиновые силовые агрегаты легче запускаются и не нуждаются в длительном прогреве, что особенно важно в холодное время года. Недостаток машин с такими двигателями заключается в ограниченной функциональности. Бензиновыми ДВС чаще всего оснащаются автомобили малой и средней грузоподъемности.

Дизельные двигатели отличаются высокой производительностью и экономичностью. Как правило, такие моторы устанавливаются на автомобили с большой грузоподъемностью. В прошлом дизельные ДВС подвергались критике из-за шумной работы и обилия выхлопных газов, однако у современных двигателей нет таких недостатков.

Выбор двигателя на грузовике


Как выбрать автомобиль для грузоперевозок

Необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Характеристики груза — вес, объем, физические свойства, класс опасности и т. д.
  2. Дальность перевозки.
  3. Предполагаемые погодные условия во время транспортировки.
  4. Качество дорог, по которым будет передвигаться автомобиль.
  5. Бюджет перевозки.

Выбирать ТС с завышенными характеристиками не стоит: это приведет к лишним затратам на топливо и обслуживание. Также рекомендуем обращать особое внимание на грузоподъемность. Автомобильный транспорт не должен работать на износ, иначе один или несколько узлов могут выйти из строя прямо во время пути.

Алиса Лыжина

Контакты

Задайте вопрос или кратко опишите ситуацию, укажите номер телефона и мы перезвоним в течение 15 минут.
Время работы:
Пн
07:30
20:00
Вт
07:30
20:00
Ср
07:30
20:00
Чт
07:30
20:00
Пт
07:30
20:00
Сб
09:00
16:00
Вс
09:00
16:00
Время московское
Реквизиты:
ООО «ЛогистБизнесИнтернешнл»
ИНН 7447279517, ОГРН 1177456101734
127474 г. Москва, ул. Дмитровское ш., 60
ООО «ЛогистБизнес»
ИНН 6670463848, ОГРН 1186658008569
620062 г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 76, оф. 136
Оставить заявку
пользовательского соглашения
Скидка 10%
Если оформить заявку через наш сайт