Содержание:
- Стандартный сухой контейнер
- Рефрижераторный контейнер
- Контейнер с открытым верхом
- Контейнер-платформа
- Контейнер-цистерна (контейнер-танк)
- Термоизолированный контейнер
- Контейнер для насыпных грузов
- Вентилируемый контейнер
- Наиболее распространенные размеры отечественных контейнеров
- Преимущества контейнерных перевозок
Контейнер – транспортная крупногабаритная тара с определенной грузоподъемностью, которая предназначена для хранения и перемещения грузов. Прочная конструкция защищает груз от механических повреждений и гарантирует целостность товаров на всем пути следования. Некоторые контейнеры также способны обеспечивать соблюдение температурного режима.
Современные виды контейнеров являются интермодальными: с ними доступна безопасная доставка товаров несколькими видами транспорта без необходимости дополнительных операций по разгрузке и погрузке. Для удобства идентификации контейнеров была разработана специальная классификация, основанная на международных стандартах ISO.
В рамках этой статьи мы рассмотрим виды, назначение и параметры тар для перевозки.
Стандартный сухой контейнер
Такой вид контейнеров чаще всего используется для транспортировки грузов, не требующих особых условий хранения. Визуально это жесткий невентилируемый короб из рифленых металлических листов с открывающимися створками на торцевой стороне. Классификация контейнеров для перевозки грузов:
- стандартный 20-футовый: 20 Dry Container, 20 DC;
- высокий 20-футовый: 20 High Cube, 20 HC;
- стандартный 40-футовый: 40 Dry Container; 40 DC;
- высокий 40-футовый: 40 Dry High Container, 40 HC;
- высокий 45-футовый: 45 Dry High Container, 45 HC.
Технические параметры:
Рефрижераторный контейнер
Предназначен для транспортировки грузов, хранение которых требует соблюдения определенного температурного режима. Например, к ним относятся замороженные или охлажденные продукты питания, а также некоторые химические составы и фармацевтические препараты.
Визуально рефрижераторный контейнер выглядит как термоизолированный металлический короб, оборудованный холодильной установкой. Диапазон рабочей температуры – от -35° до +30°. Для обеспечения и поддержания необходимого температурного режима требуется наличие источника электропитания. Это может быть стационарная точка в порту или на водном судне либо автономный электрогенератор. Высокий коэффициент теплоизоляции рефрижераторных конструкций позволяет использовать их в качестве изотермических контейнеров без включения охлаждающего или отопительного оборудования.
Для обозначения моделей рефконтейнеров используются аббревиатуры RE, RS, RT.
Рефрижераторы бывают 20- и 40-футовыми. Второй вариант может быть стандартизированным (DC) или высоким (HC).
Характеристики | 20 DC | 40 DC | 40 HC |
---|---|---|---|
длина (мм) | 6060 | 12192 | 12192 |
ширина (мм) | 2438 | 2438 | 2438 |
высота (мм) | 2590 | 2590 | 2896 |
объем (м3) | 28,3 | 58,10 | 76,7 |
грузоподъемность (кг) | 20800 | 25600 | 28000 |
Контейнер с открытым верхом
Данный тип контейнера используется в том случае, если особенности транспортируемого груза не позволяют загружать и выгружать его через боковую стенку. Съемная крыша изготавливается из пластика, брезента или жесткого материала.
Классификация и обозначения:
- 20-футовый с мягкой крышей: 20 Open Top Container, 20 OT;
- 20-футовый с жестким потолком: 20 Hard Top Container, 20 HT;
- 40-футовый с мягким тентом: 40 Open Top Container, 40 OT;
- 40-футовый с жесткой съемной крышей: 40 Hard Top Container, 40 HT.
Технические параметры | 20 DC | 40 DC |
---|---|---|
длина (мм) | 6060 | 12192 |
ширина (мм) | 2438 | 2438 |
высота (мм) | 2590 | 2590 |
объем (м3) | 32,2 | 66,5 |
грузоподъемность (кг) | 21600 | 26500 |
Контейнер-платформа
С помощью контейнера такого типа транспортируются негабаритные и крупногабаритные грузы. Контейнер-платформа представляет собой стандартный короб, у которого отсутствуют крыша и боковые панели. Существует возможность откидывать торцевые стенки.
Типы контейнеров:
- 20-футовая платформа: 20 Flatrack Container, 20 FR, 20 FC, 20 FB, 20 PL;
- 40-футовая платформа: 40 FR, 40 FC, 40 FB, 40 PL.
Технические характеристики | 20 DC | 40 DC |
---|---|---|
длина (мм) | 6060 | 12192 |
ширина (мм) | 2438 | 2438 |
высота (мм) | 2590 | 2590 |
объем (м3) | - | - |
грузоподъемность (кг) | 28000 | 40000 |
Контейнер-цистерна (контейнер-танк)
С помощью контейнера данной модификации могут перевозиться любые жидкости — от сжиженного газа и нефтепродуктов до пищевых жидкостей. Контейнер-танк позволяет выполнять транспортировку с помощью железных дорог, водного транспорта, автомобилей. По своей конструкции контейнер-танк имеет вид жесткой рамы из металла, внутри которой крепится цистерна.
Особенности контейнера-цистерны:
- Задействуются цистерны из прочной легированной или углеродистой стали.
- Погрузка и разгрузка жидкости может осуществляться самотеком или с помощью нагнетания давления.
- Некоторые модели могут быть оснащены теплоизоляцией и системами подогрева.
- Дополнительно контейнер может быть модифицирован для перевозки конкретной жидкости: иметь двойные стенки или разделяющие переборки внутри.
Обозначения: 20 foot Tank Container, 20 TC, 20 Tank, 20 TK.
Основное условие, предъявляемое к цистернам — совместимость с рамой. Остальные характеристики могут значительно варьироваться (размер, объем, наличие дополнительного оборудования). Имеется широкий ассортимент контейнеров-танков.
Технические параметры | |
---|---|
объем (л) | 17500 - 30000 |
грузоподъемность (кг) | до 20500 |
рабочее давление (bar) | 0 - 11,24 |
Термоизолированный контейнер
Так же как и рефконтейнеры, термоизолированные находят свое применение при перевозке грузов, которые чувствительны к температурному режиму. Но в отличие от первых, термоизолированные контейнеры не оснащаются оборудованием, которое поддерживает температуру. Температурный режим поддерживается на протяжении пути исключительно за счет наличия толстого слоя изоляции и герметичной конструкции короба.
Маркировка: HI, HR.
Характеристики 20-футового термоизолированного контейнера | |
---|---|
длина (мм) | 6058 |
ширина (мм) | 2438 |
высота (мм) | 2591 |
объем (м3) | 26,31 |
грузоподъемность (кг) | 15240 |
Контейнер для насыпных грузов
С помощью таких контейнеров можно перевозить сыпучие вещества и другие субстанции, не задействуя дополнительную тару. Наиболее распространенные грузы, перевозимые таким способом — зерно, цемент, щебень, песок, селитра, другие удобрения и т.д. По конструкции контейнер для насыпных грузов не отличается от стандартного сухого контейнера, за исключением того, что имеются дополнительные отверстия для погрузки и разгрузки сыпучих субстанций навалочным способом.
Обозначения: BU, BK.
Типоразмеры 20-футового контейнера для насыпных фракций аналогичны таковым у обычных грузовых контейнеров | |
---|---|
длина (мм) | 6058 |
ширина (мм) | 2438 |
высота (мм) | 2591 |
объем (м3) | 33 |
грузоподъемность (кг) | 21550 |
Вентилируемый контейнер
Конструкция вентилируемых контейнеров аналогична конструкции сухих стандартных контейнеров, единственное отличие заключается в наличии системы вентиляции. Последняя может быть естественной или принудительной. Вентилируемые контейнеры находят применение при транспортировке грузов, которым нужен постоянный поток свежего воздуха. Температура эксплуатации такой тары варьируется от -50°С до +70°С.
Маркировка: 20 Ventilated Container, 20 VC, 20 VT.
Габариты и грузоподъемность | |
---|---|
длина (мм) | 6058 |
ширина (мм) | 2438 |
высота (мм) | 2591 |
объем (м3) | 32 |
грузоподъемность (кг) | 21350 |
Наиболее распространенные размеры отечественных контейнеров
Изготовление грузовых контейнеров в России регламентируется ГОСТ 8477-79. Между собой контейнеры различаются конструктивными особенностями и размерами:
- 3-тонник – позволяет перевозить грузы массой до 3 тонн, полезный объем составляет 5,16 м3.
- 5-тонник – позволяет перевозить грузы массой до 5 тонн, полезный объем составляет 10,4 м3.
- 20- тонник - позволяет перевозить грузы массой до 20 тонн, полезный объем составляет 30,6 м3.
Все вышеуказанные контейнеры могут применяться для жд перевозок, для транспортировки по суше автомобилями и по морю — судами. Трех- и пятитонные контейнеры применяются для перевозок не только товаров, но и личных вещей людей во время переездов.
Правила перевозки грузов в отечественных контейнерах просты — все тяжелое должно укладываться ближе к низу, легкое — ближе к верху. Грузы должны быть надежно закреплены с помощью специальных систем.
Типы контейнеров-танков
Существующая интернациональная система маркировок разделяет контейнеры-танки на несколько категорий:
- IMO0 (современная маркировка – от T1 до T6) применяются для транспортировки безопасных жидкостей. Чаще всего в IMO0 перевозится пищевая продукция (молоко, масло и т.д.)
- IMO2 (современная маркировка – от Т7 до Т10) применяются для транспортировки безопасных химических соединений.
- IMO1 (современная маркировка – от Т11 до Т22) применяются для перемещения едких и летучих соединений, в том числе моющих и другой бытовой химии.
- IMO50 (современная маркировка – Т50) используется для транспортировки наиболее опасных веществ, в т.ч., газов и горючих жидкостей. Правила перевозки таких грузов отличаются повышенной строгостью, поэтому контейнер позволяет удерживать содержимое при заданном давлении и температуре.
Современная маркировка по Т-классификации отличается от вышеуказанной. По этой системе все контейнеры-цистерны обозначаются кодами от Т1 до Т75. Наиболее часто применяются такие типы контейнеров-танков:
- Т4 – давление 1,77 бар;
- Т11 – нижний способ загрузки, давление 4 бар;
- Т14 – верхний способ загрузки, давление аналогично Т11;
- Т50 – особо прочные танк-контейнеры для транспортировки газа.
Преимущества контейнерных перевозок
Многооборотная тара, такая как контейнеры, повышает производительность труда, и снижает участие человека в технических процессах. Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ снижается в 7-10 раз.
Можно отметить следующие преимущества перевозок с помощью контейнеров:
- Стоимость. Нет необходимости совершать множество погрузочно-разгрузочных работ, снижается себестоимость.
- Контроль. Отслеживать перемещения контейнеров значительно проще, чем контролировать потоки грузов, поставляемых малыми партиями.
- Универсальность тары. Благодаря интернациональным стандартам производства, для перемещения контейнеров могут использоваться различные транспортные средства в большинстве стран мира.
- Прочность. Толстые жесткие стенки тары защищают грузы от непогоды и порчи в результате действий людей.
- Автоматизация работ. Контейнеры могут загружаться и разгружаться без задействования людей, работы практически полностью проводятся с помощью спецтехники.
Наиболее значимым преимуществом использования контейнеров является низкая цена транспортировки.
В другие страны по воде перевозятся грузы с разнообразными свойствами: сыпучие, хрупкие, жидкие, газообразные. Большой ассортимент выпускаемых контейнеров позволит выбрать нужную тару.
Внутри страны контейнеры перемещаются по ж/д. Этот способ транспортировки позволяет устанавливать жесткие сроки погрузки и выгрузки. На дальние и средние расстояния контейнеры могут перевозиться на автомобилях. Для доставки в отдаленные районы или в сжатые сроки может применяться перевозка груза по воздуху.