Содержание:
Коносамент – это документ установленного образца, который используется во внешней торговле. Он подтверждает право собственности на груз и передается перевозчиками и логистическими компаниями владельцам перевозимых товаров после доставки.
Изначально коносамент использовался только в контексте доставки товаров морским транспортом. На сегодняшний день документ используется не только в контексте морских или речных перевозок, но и для доставки разными видами транспорта.
Какие функции выполняет коносамент
- Является гарантом и распиской перевозчика в получении товара для перевозки с описанием визуальной оценки и характеристик груза.
- Заменяет товарную накладную.
- Подтверждение соглашения на оказание услуг по доставке товаров.
- При необходимости замещает кредитный договор под транспортируемый товар.
- Накладная на груз.
Правила работы с документом
При работе необходимо соблюдать определенную последовательность:
- Сначала отправитель оформляет погрузочный ордер. В нем прописываются все характеристики товара, а также информация о том, куда и кому его необходимо доставить.
- Осуществляется погрузка товара и оформляется штурманская расписка.
- После выхода морского транспорта из порта производится замена расписки на коносамент.
- Товар принимается в порту назначения после того, как перевозчик предъявит документ.
Виды коносамента
В международной торговле используются все разновидности документа. Разделение на виды происходит в зависимости от особенностей передачи права собственности на груз.
Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.
Ордерный
Имеет передаточную надпись. С ее помощью права собственности на груз могут передаваться сторонним лицам. Это классическая форма, которая предполагает следующие правила транспортировки: получатель товар имеет право передать право обладания им стороннему лицу. Передаточная запись, которая говорит о том, что такая возможность была реализована, называется индоссаментом. Она может осуществляться несколько раз. Это никак не ограничивается на законодательном уровне.
На предъявителя
Передаточной записи документ не содержит. Право передачи осуществляется любому лицу через простое вручение.
Оба вида коносаментов являются оборотными. То есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому. Они очень часто используются при международной торговле, так как в процессе перевозки товар неоднократно передается из рук в руки. Еще одно назначение оборотных коносаментов – дополнительное обеспечение при оформлении кредита на товар.
Также коносаменты подразделяются на виды и в зависимости от особенностей транспортировки.
Чартерные
Это рейсы, которые выполняются вне расписания и графика.
Рейсовые
Товары перемещаются на рейсовых судах, которые курсируют в соответствии с расписанием.
Прямой
Когда товар доставляется прямым рейсом из одного порта в другой, оформляют прямой коносамент.
Сквозной
Если груз перевозится разными видами транспорта – морским и сухопутным, или воздушным транспортом.
Нечистый
По-другому называется нечистый. Он оформляется тогда, когда при осмотре груза обнаруживается повреждение упаковки или другие дефекты.
Чистый
Оформляется в том случае, если груз доставляется в целости и сохранности.
Коносамент содержит сведения, которые называются обязательными.
Обязательные реквизиты
Документ имеет юридическую силу в том случае, если все требования и нормы заполнения соблюдены.
В документе обязательно прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. В связи с тем, что коносамент выполняет функции договора между отправителем и перевозчиком, требуется указывать реквизиты судна и место приема товара. Эти требования указаны в кодексе торгового мореплавания РФ. Также в документе обязательно прописывать, в каком состоянии и количестве отгружен товар.
При оформлении документа не допускаются никакие изменения, обязательно соблюдать требования о содержании обязательных реквизитов. К ним относятся:
Строка Shipper. Это строка, которая предназначена для внесения информации об отправителе товара, его местонахождении.
Строка Port of Discharge. Эта строка содержит информацию о порте, в котором производится погрузка в соответствии с договором на морскую перевозку.
Строка Consignee. В строке указывается получатель товара, его местонахождение.
Строка Description of Packages And Goods. Эта строка содержит характеристики и описание товара, необходимые для его идентификации. Здесь также можно указывать количество, массу, специфические черты и характеристики. Если товар перевозится блоками, упаковками, контейнерами, в графе прописывается масса и габариты каждого из них.
Всю эту информацию вносит отправитель.
Перевозчик вносит в документ следующие сведения:
- наименование своей компании, судна;
- в графе Port of Loading наименование порта;
- в строке Number of Original указывается количество оригиналов коносамента;
- место и дата оформления документа.
Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:
- Если речь идет о доставке груза морским транспортом, то указывается номер судна или нескольких судов, которые будут нести ответственность за доставку.
- Информация об отправителе и его транспортировщике.
- Место отправки товара и место, где он должен быть получен.
- Описание маршрута, по которому будет осуществляться доставка.
- Наименование, адрес, реквизиты физического или юридического лица, которые являются получателем.
- Если коносамент оформляется на предъявителя, то информацию о нем тоже прописывают в документе для обеспечения безопасности.
- Точное и достоверное описание свойств товара: вес, габариты, указание стоимости, характеристика физического состояния, количество.
- Перечислить доступные способы оплаты услуг перевозчика.
- Указать место оформления документа, а также количество заполненных экземпляров.
- Обязательно наличие подписи ответственного лица. Им может быть капитан или его заместитель. Если речь идет о сквозном документе, подпись ставят ответственные лица того транспорта, на котором перевозится груз.
Специфические особенности
В документе обязательно нужно указать последовательность действий каждой стороны на случай непредвиденных обстоятельств. Это сможет снизить ответственность перевозчика. Это своего рода страховка, так как непредвиденные обстоятельства или стихийные бедствия могут привести к повреждению груза.