Загруженность морских путей и пандемия коронавируса внесли изменения в грузоперевозки, что увеличило спрос на мультимодальность.
Примером является российско-казахстанско-белорусское АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) и контролируемого китайскими госкомпаниями морского оператора Orient Overseas Container Line (OOCL), которые открыли новый мультимодальный контейнерный сервис по доставке грузов из Китая на восточное побережье США через Россию. Это уникальный опыт — ведь ничего подобного ранее в практике перевозок не было.
Железнодорожный состав начинает путь в Китае, проходит через Казахстан, затем через Россию и Белоруссию следует в морской порт Калининграда. Оттуда OOCL фидерными судами доставляет контейнеры с грузом в немецкий город Бремерхафен, где их перегружают на крупнотоннажные суда и отправляют в порты, расположенные на восточном побережье США, — в Нью-Йорке, Саванне и Чарлстоне. За один раз контейнерные блок-поезда будут перевозить 50 сорокафутовых контейнеров. Мультимодальный маршрут станет первым, соединившим Китай и Северную Америку с помощью сухопутного моста Азия-Европа и Атлантического океана.
Разрабатываются и другие новые маршруты. Например, в этом году была осуществлена первая мультимодальная транзитная перевозка грузов через Калининград из Китая в Великобританию. Поезд стартовал в городе Сиань, проследовал через Казахстан и Россию, доставил груз в Калининградский морской порт, и уже оттуда суда доставили контейнеры в порт Иммингем в Великобритании. «Основные сложности мультимодальных перевозок связаны с перегрузкой контейнеров с железнодорожных составов на морской транспорт, — поясняет президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. — Когда в Китае объявили локдаун, груженые поезда стояли у портов — их некому было разгружать, поскольку рабочих не хватало. Аналогичные проблемы могут возникнуть в случае поломки портового оборудования».
Аналитик ВШЭ, директор направления «Международная и складская логистика» Сергей Сычев также отмечает, что по железной дороге грузы доставляются быстрее, но сроки, затрачиваемые на перевалку, значительно тромозят процесс перевозки, что может стать важным аргументом против развития мультимодальности, т.к. по некоторым направлениям из-за нехватки инфраструктурных, поезда могут до 2—3 суток ждать своей очереди.
Мультимодальный сервис — это не вопрос денег, это больше вопрос географии, о чём говорит Сергей Сычев. По его словам, мультимодальный транзит выбирают клиенты, для которых важна точка входа в страну. Прямые маршруты не дают поставщикам выбора, они слишком ригидны для тех, кто хочет растаможить груз именно на своем посту, и в таких случаях без мультимодального сервиса не обойтись.