По всей стране раз в год происходит индексация заработной платы, но цены на товары растут почти ежемесячно. С чем же это связано и при чем здесь грузоперевозки?
Пожалуй, стоит начать с того, что повышение цен на товары зависит от соотношения курса рубля к курсам основных мировых валют. На эту валюту закупается сырье, оборудование и т.д. Также часть цены товара для конечного потребителя приходится на марку производителя, расходы компании, логистику, хранение товара и многие другие нюансы, о которых мы, зачастую, даже не задумываемся.
Говоря о доле затрат на логистику в стоимости товара, нельзя не вспомнить про механизм взимания платы за грузоперевозки на автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн через систему «Платон», которая появилась в ноябре 2015 года. Когда система только заработала, отечественные ритейлеры выразили свое возмущение, ведь перевозка продуктов питания подорожала бы на 3,73 рубля за каждый пройденный километр пути. Тогда из-за общественного давления тариф понизили до 1,53 рублей, но с тех пор он уже трижды индексировался по мере инфляции и последний раз это произошло 1 февраля 2021 года. Сейчас перевозчики вынуждены платить по 2,34 рубля за каждый километр пробега по федеральным трассам.
Да, можно было бы махнуть рукой и сказать, что 14 копеек — не деньги, но стоит умножить это на сотни или тысячи километров, как сумма перестает выглядеть такой безобидной.
По данным Росавтодора, сейчас в системе числятся более 1,420 млн большегрузов, в Федеральный дорожный фонд перечислено 126 млрд руб., еще 7 млрд руб. — за счет штрафов.