Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) не согласна с проектом закона Свердловской области. Согласно ему, льготу по налогу с владельцев транспортных средств получают транспортные компании, которые имеют 70%-ый доход в общем объеме от международных перевозок. К тому же, организациям нужно увеличить количество работников на 10% относительно 2020 года. Такие условия поставят компании в убыточное положение, если сравнивать их иностранцами, являющимися прямыми конкурентами.
Ранее льгота относительно машин, совершающих международные перевозки, составляла 40% от базовой ставки. Но в 2019 году ее убрали, о чем компании узнали в 2020 году, когда собрались оплачивать налог. 1 декабря прошлого года Уральская ТПП по официальной просьбе АСМАП выступила с обращением к губернатору Свердловской области с просьбой о восстановлении льготы. А на последующем межведомственном совещании все согласились с тем, что льготу стоит вернуть, так как перевозчики, совершающие поездки за границу, тратят больше средств, чем те, кто передвигается только внутри страны. Недавно АСМАП оценил законопроект области. В нем содержатся критерии, неприменимые к уральским транспортным компаниям. Об этом сообщил глава филиала АСМАП по УрФО, зампредседателя транспортного комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Александр Салаутин.
Он также сообщил, что 70% от доходов относительно перевозок за границу выполнить практически нереально. К примеру, у крупного перевозчика Урала в 2020 этот показатель составил всего 14,4%. А увеличить число работников организаций в текущих условиях экономики практически невозможно.
Заместителю губернатора области Олегу Чемезову было направлено заключение относительно полученного нормативно-правового акта. Оно, опять же отрицательное. Сегодня, по мнению Салаутина, условия, в которых приходится вести бизнес, неравные. Уральских перевозчиков постепенно сменяют иностранцы.
Российский перевозчик платит налоги и сборы в регионе, где зарегистрирован. Сегодня дороги Уральского федерального округа заполнены автомобилями с номерами таких стран как Беларусь, Украина, Молдова, Литва и Латвия. Следовательно, они зарегистрированы в других юрисдикциях, где практически везде есть различные преимущества. Компания страны, которая является членом Евросоюза потратит на новую фуру меньше примерно на 10-12 тысяч евро, чем компания из России. А лизинговые программы Польши и Прибалтики предполагают 3-4% годовых, когда российские – 12-14. Таким образом, складывается разница в себестоимости услуг. Следовательно, иностранцы в любом случае окупают поездки, даже если им приходится некоторое время ждать выгрузку. Конечно, стороны, предоставляющие услуги, выбирают доставку в наиболее экономически выгодных местах, хотя и они просят у органов госуправления получения льгот относительно платежей за землю, налогов и сборов. Перевозчики притом остаются при своих интересах. В АСМАП подсчитали, что возврат льготы по транспортному налогу обойдется бюджету региона в 70-93 млн. руб/год. Конечная сумма зависит объема, в котором ее предоставят.
Есть еще одна оценка ситуации. Она более эмоциональна. Руководитель департамента регуляторной политики Института развития и адаптации законодательства Александр Трахтенберг считает, что это дефектное регулирование. По его мнению, в Свердловской области совершенно никакой связи в следующей цепочке: стратегия социально-экономического развития региона –государственные программы – отраслевые правовые акты. В стратегии ничего не говорится о том, что ключевые отрасли экономики должны иметь налоговые льготы. А логистика как раз может стать этой отраслью. Госпрограммах области об этом также ничего нет. По мнению Трахтенберга, «большая деловая четверка» должна обратиться к губернатору с предложением о внесении в стратегию и закон об инвестициях норму, которая будет ограничивать ухудшение экономических условий. Изъятие льготы – в чистом виде необоснованное ухудшение. Высказался и заместитель Минтранса Свердловской области. Дмитрий Брусянин поддержал замечания частично. Он сказал, что сейчас обсуждаются критерии, относящиеся к данной льготе. Льготы, предоставляемые государством, предполагают некоторые ограничительные условия – это единая политика на уровне России и ее субъектов. Но вопрос о том, какой будет часть дохода, пока в стадии обсуждения. Предложения еще в стадии изучения и обсуждения, после планируется выход на Минэкономики и отстаивание позиций транспортных компаний.