Аналитики прогнозируют восстановление грузоперевозок морским, авто и ж/д транспортом допандемийного уровня, а пассажирские перевозки вернутся к подобным показателям лишь к 2024 году.
«Национальные кредитные рейтинги» опубликовало обзор, где говорится, что прибыль грузоперевозчиков в России продолжит увеличиваться в 2022-23 годах.
Рост доходов несырьевого рынка произошел благодаря возрастанию тарифов на транспортировку груза: на железнодорожном и автомобильном транспорте в 2022 году они вырастут в пределах 10%.
По данным Минтранса, в 2020 году наблюдалось снижение грузооборота железнодорожного транспорта, но в первой половине 2021 года он почти достиг допандемийного периода.
Операционная прибыль авиакомпаний от грузовых перевозок в 2020 году выросла на 982%, в первом полугодии 2021 года — на 1039%, морских перевозок — на 142 и 81% соответственно. При этом прибыль от перевозки грузов по железной дороге в прошлом году упала на 101%, в первом полугодии 2021 года — на 91%. Аналитики НКР объясняют это снижением отгрузки угля, металлов, цемента и нефтепродуктов.
Развитие электронной коммерции и рост продаж повседневных товаров положительно отразились на автомобильных грузоперевозках, но данных по этому сегменту НКР не указывает, приводятся только данные группы Globaltruck, крупнейшего автомобильного FTL-перевозчика (доставка грузов с полной загрузкой автомобиля) на Урале и в Сибири, — ее операционная прибыль увеличилась по итогам первой половины 2021 года на 60%.
По мнению экспертов НКР, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16%), то в 2020 году на первое место по рентабельности вышли воздушный (25%) и морской транспорт (11%). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (-1%). Также замечен рост грузовых авиаперевозок, который увеличился в 3 раза, и рост транспортировки грузов морским транспортом.
По данным Минтранса в первой половине 2021 года пассажирооборот гражданской авиации составлял 91 миллиардов пкм, что меньше на 20% того же периода, но в 2019 году. На ж/д также замечено аналогичное снижение, у внутреннего водного транспорта снижение на 22%, а у морского — на 23%.
Что касается прогнозов развития авиационного и железнодорожного пассажирского транспорта, то усугубить ситуацию может внедрение QR-кодов. Если их проверка станет обязательной в начале 2022 года, число поездок пассажиров в поездах дальнего следования и в самолетах может «заметно снизиться» при сохранении текущих темпов вакцинации; соответственно, заметно уменьшится и выручка перевозчиков, прогнозируют аналитики НКР.